Религиозный фестиваль в Тимпху, столице Бутана – самый значимый и красочный праздник Бутана. Согласно лунному календарю, по которому бутанцы живут до сих пор, этот праздник проводится с 8-го по 10-й лунные дни. Приготовления к нему начинаются задолго до самого праздника: дни и ночи монахи проводят в молитвах и медитациях для того, чтобы получить благоволение богов на его проведение. Фестиваль в Тимпху – это возможность приобщиться к древнему искусству религиозного танца «цам», исполняемого в соответствии с тибетскими буддийскими канонами.
Буддийский танец «цам» или «чам», по своей сути, это древнейший способ общения с богами. Буддийские костюмированные танцы с масками уходят корнями в древние ритуалы добуддийской тибетской религии бон. Великий учитель Падмасамбхава и его последователи – великие ламы на основе откровений, полученных ими в сновидениях и медитативных странствиях, придали каждому движению танцев свое значение. Это строго регламентированные и описанные в текстах традиции. Каждое движение несет свой сакральный смысл, скрытый для мирянина. Но, как говорят ламы, обычному человеку достаточно просто смотреть на танцы, этим он уже приобщается к просветлению.
Буддийские религиозные танцы исполняются с разными целями: танец может вести к просветлению или умиротворять злых духов, или просить благополучия для собравшихся людей, а может и являться подготовкой человека к переходу в иной мир.
Кстати, для того чтобы иметь право танцевать «цам», монаху нужно изучать конкретный танец несколько лет и уметь созерцать в своих медитациях божество, которое он будет исполнять в танце.
Если не вдаваться в сакральный смысл «цама», то это, прежде всего, необыкновенно красочное зрелище для европейского глаза. Костюмы шьются из шелка и парчи, ведь божества носят богатые одеяния. Маски – предмет отдельного разговора, достаточно сказать, что их изготовление приравнивается к высокому искусству и имена самых искусных резчиков передаются из уст в уста, либо увековечены.
Напоследок, отметим для знатоков, что фестиваль в Тимпху был впервые учрежден в 1867 году, тогда исполнялись Жана чам и Жана нга чам (танец 21 черной шляпы), Дурдаг (танец богов кремации) и Тунгам чам (танец божеств, вселяющих ужас). В 1950-х годах третий король Джигме Доржи Вангчук ввел танцы с масками: танец оленей (Шо шачи), танец 8 воплощений гуру (Гуру шенгьи), что, безусловно, добавило красочности и даже театральности всему действию.